матч завершен
-
-

20 января 2020

Владимир Сафонов: критерии успешности занятий баскетболом

Баскетбольный турнир спартакиады школьников. Играют команды общеобразовательных школ города 6-7 классов. Результаты матчей первого дня – 4:76, 9:63, 8:58, 13:53, 18:58.

На следующий день три команды не вышли на игры – ребята не захотели быть «мальчиками для битья». Спартакиаду школьников выиграла команда-финалист первенства России.

На играх юных баскетболистов нередки случаи, когда команда проигрывает с разницей в 40-60 очков. Все это влияет на ощущение успешности и удовлетворенности 13-15-летних баскетболистов.

Баскетбол как просто игра в мяч заканчивается, как только появляется социальная значимость результата игры – для тренера, родителей, для самого игрока. Это начинается с первых официальных игр. Победы нет – нет успеха, нет удовлетворенности.

На протяжении четырех лет тренерам СШОР задаю два вопроса:

Если команда проиграла, тренер можем быть доволен игрой команды?

Как настраивать на игру против явно более сильной команды?

Ответы однозначные – «нет, не доволен», «настраивать только на победу». В последний год ответы менее категоричные, но всё равно всем «нужна победа».

К 13-14-ти годам у ребят формируется значимость баскетбола для них самих, видение перспектив своей баскетбольной карьеры. Определяется состав команды. Начинается специализированная подготовка, удельный вес элементов игровой практики увеличивается до 70-80%, выделяется группа лидеров. С одной стороны, происходит естественный отбор и выделяются более спортивно одаренные, с другой — растет неудовлетворенность своими достижениями, снижается самоотдача на тренировках, до 30-40% прекращают занятия баскетболом из-за того, что не видят результата. Исследования показывают, что в командах происходит дифференциация по выраженности установок успешности и различие в мотивации.

Группа сильнейших (как правило стартовая пятерка) отличается максимальной выраженностью стремления к достижению успеха, но при этом в играх с жестким единоборством игрок теряется и не способен реализовать свои игровые качества. Игроки же с умеренной выраженностью именно в таких ситуациях более полно реализуют свои качества и чаще лидеров удовлетворены своей игрой. В период определения игровых амплуа до 40-60% игроков оказываются с заниженной самооценкой своих возможностей. Это все свидетельствует о личной не успешности и неудовлетворенности занятия спортом.

Сегодня в каждом методическом пособии по баскетболу есть разделы по психологической подготовке. В работе «Развитие баскетбола по словенской методике» (dwashaga.ru) в разделе психологической подготовки подчеркивается важность «развития уверенности, решительности, упорства, боевого духа». Но как это реализовать, если команда не побеждает, если игрок больше сидит на скамейке, а в игре главное — не сделать ошибку? Как сохранить мотивацию у игроков продолжать играть в баскетбол в таком возрасте?

В практике психологического сопровождения команды и конкретного игрока использую два правила – индивидуальные критерии успешности и позитивная поддержка. Критерий успешности предопределяется адекватной оценкой подготовленности и постановкой личной цели на определенный период времени, конкретную игру. Суть позитивной поддержки заключается в отказе от негативных критических оценок спортсмена. В нашей отечественной ментальности это чрезвычайно не просто. При постоянной актуализации в сознании позитивного отношения к себе и происходящему негативизм оценок меняется. Так у американских тренеров есть такая форма оценки действий спортсмена – «Okey-gut-super», а спортсмен при выполнении своего задания должен испытывать радость.

Исследования и практика убеждают в одном – формирование качеств успешного баскетболиста должны основываться на индивидуальных критериях успешности. С каждым игроком отдельно нужно обсуждать и формулировать его критерии. Это элементы ментальной подготовки – осознанности, мотивации, концентрации.

Пример: Команда 15-летних баскетболистов из года в год на чемпионате города занимает третье место. Играют одни и те же команды, игроки тоже те же. Ну, какая может быть цель – опять третьи? А что не позволяет подняться выше? Обсуждаем – оказывается, мешает уровень подготовленности каждого. Договариваемся: каждый сформулирует, что ему надо подтянуть, в чем прибавить, а потом каждый по очереди озвучивает это перед командой.

14-летний игрок раздражен, что в основном сидит на скамейке. По его мнению, он может и в стартовой пятерке выходить. Прошу ранжировать членов команды – себя ставит седьмым. Прошу обосновать – переставляет на 9-10 место. После обсуждения формулируем индивидуальные критерии успешности – к концу сезона стать 7-м, при этом определяем задачи по развитию своих качеств.

В рамках ментальной подготовки выполнения штрафного броска один концентрируется на «кисть мягкая», другой «полет мяча сопровождаю взглядом», третий до броска «кольцо».

Оказывается, когда конкретно формулируются критерии выполнения задания, успешность и удовлетворенность существенно меняются в лучшую сторону!

Тем, кто интересуется темой более глубоко, рекомендую познакомиться с программой «Азбука ментальной подготовки»!

Просмотров: 248

КОММЕНТАРИИ

Ответ для . Отмена

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

АССОЦИАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БАСКЕТБОЛА Сезон 2023-2024

70 регионов 5000+ матчей 800+ команд 10000+ игроков

Будь в игре!

Партнеры АСБ